ЕСТЬ ЧТО СКАЗАТЬ?

Поделись мнением о сайте

Живчик

 

Ребенок живой, подвижный, активный – что в этом плохого? Но, тем не менее, вас постоянно выводит из себя его неугомонность, беготня, ерзанье, нетерпеливость, невразумительные ответы. То, что ребенок становится как заводной, давая выход скуке, вовсе не считается признаком гиперактивности.

 

Гиперактивный ребенок независимо от ситуации, в любых условиях – дома, в гостях, в кабинете врача, на улице – будет вести себя одинаково: бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом, самом интересном предмете. И на него не подействуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни подкуп. Он просто не может остановиться. У него не работает механизм самоконтроля, в отличие от его сверстников, даже самых избалованных и живых. Этих можно уговорить, наказать, в конце концов. Гиперактивных – бесполезно.

 

И тем не менее, не спешите ставить своему ребенку диагноз. Гиперактивность (СДВГ) – медицинский диагноз, который вправе поставить только врач на основе специальной диагностики, заключений специалистов. Необходимо сначала проконсультироваться с педагогами, психологом, а потом уже обращаться к невропатологу. Важно не перепутать проявление гиперактивности с различными заболеваниями, а также с темпераментом холерика. Если в возрасте до 7 лет проявляется большинство из выше перечисленных моментов – требуется консультация специалиста.

 

ПРИЧИНЫ

Существует много мнений о причинах возникновения гиперактивности. Многие исследователи отмечают, что количество таких детей растет с каждым годом. Изучение таких особенностей развития идет полным ходом. На сегодняшний день выявляют несколько причин:

 

  • генетические (наследственная предрасположенность),

 

  • биологические (органические повреждения головного мозга во время беременности, родовые травмы),

 

  • социально-психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей, неправильная линия воспитание, условия проживания).

 

КАК ВОСПИТЫВАТЬ?

Наши практические рекомендации адресованы тем, кто осваивает искусство воспитания гиперактивных детей, но и для воспитания детей активных они будут не лишними.

Режим дня – важный элемент воспитания. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Прием пищи, игры, занятия, прогулки, сон – в одно и то же время. Награждайте ребенка за его соблюдение.

Но помните, что такой малыш не умеет долго ждать, поэтому поощрения должны носить моментальный характер.

Играйте, учите, развивайте. Проводите с ребенком больше времени. Играйте с ним, обучайте социальным навыкам. Например, учите, как правильно общаться с другими людьми, как вести себя в общественных местах, как переходить улицу. Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем, как что-то сделать, учите его считать от 10 до 1.

Помните, что вызывающее поведение вашего ребенка – его способ привлечь ваше внимание!

Адекватные требования к ребенку – залог правильного формирования самооценки. Избегайте завышенных или, наоборот, заниженных требований к ребенку. Важно организовать учебную деятельность так, чтобы ребенок мог проявить себя и добиться успеха. Если ребенку трудно учиться, не требуйте от него высоких оценок по всем предметам. Достаточно иметь хорошие отметки по 2-3 основным. Важно, чтобы он ощущал себя умелым и компетентным в какой-либо области. Задача родителей – найти те занятия, которые бы удавались ребенку, повышали его уверенность в себе. 

Правильно поставленная задача – успех ее выполнения. Давая инструкцию на выполнение каких-либо задач, необходимо учитывать быструю утомляемость ребенка, его неумение выслушивать до конца и долгое время подчиняться групповым правилам. Все инструкции, которые мы даем, должны быть четкими и краткими, не более 10 слов. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям и возрасту. В противном случае ребенок эту инструкцию не поймет, не запомнит, не будет ей следовать.

Окрики, наказания не дадут желаемых результатов. Более того, они могут способствовать формированию и закреплению отрицательных качеств ребенка, а также негативного отношения к учебному процессу.

Выговоры, замечания игнорируются, а похвала всегда желанна. Не читайте длинные нотации, т.к. они все равно не будут выслушаны до конца. Лучше объяснить ребенку, что за выполнение установленных правил он получит поощрение. В каждом случае, когда он это заслужил, хвалите его, подчеркивайте даже незначительные успехи.

Доверие – основа отношений. Не прибегайте к физическому наказанию. Ребенок всегда должен чувствовать вашу помощь и поддержку. За невыполнение правил наиболее целесообразным будет лишать ребенка возможности заняться тем, что ему интересно.

 

И ЕЩЕ

Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т. д.) и ни в коем случае не выполняйте их за него.

Заведите «Дневник самоконтроля» и отмечайте в нем вместе с ребенком его успехи дома и в школе (выполнение домашних обязанностей, учеба в школе и т.д.)

Введите систему вознаграждения, с помощью которой, например, можно каждый хороший поступок отмечать звездочкой, а определенное их количество вознаграждать игрушками, сладостями или давно обещанной поездкой.

Дома следует создать спокойную обстановку. Идеально было бы предоставить малышу отдельную комнату.

Создайте условия для работы. У ребенка должен быть свой уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание. Над столом не должно быть никаких плакатов и фотографий.

 Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и т. п. оказывает на ребенка чрезмерное возбуждающее действие.

Оберегайте ребенка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной подвижности. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора.

Старайтесь, чтобы ребенок высыпался. Недостаток сна ведет к еще большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребенок может стать неуправляемым.

Давайте ребенку больше возможности расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – длительные прогулки, бег, спортивные занятия. Развивайте гигиенические навыки, включая закаливание. Но не переутомляйте ребенка.

Только спокойствие! Важно стремиться разговаривать спокойным, ровным голосом. Если мать неуравновешенна, подвержена частым бесконтрольным сменам настроения, вспышкам гнева, сменяемым бурной радостью и восторгом, ребенок теряет ощущение покоя. Его психическое состояние становится столь же нестабильным, как и настроение матери.

Виктория Трашкалева,

психолог НМБФ «Юнитус».

Журнал «Подорожник», №59, 2010 год.