ЕСТЬ ЧТО СКАЗАТЬ?

Поделись мнением о сайте

Секретная связь голливудской звезды

 

«Любая девушка может быть обворожительной. Все что нужно – это стоять смирно и выглядеть глупенькой.» Эти слова принадлежат Хеди Ламарр – голливудской звезде сороковых годов, заслужившей негласный титул «самой красивой девушки в мире». Но жизнь Хеди опровергает ее же слова. В годы Второй мировой войны эта блистательная красавица изобрела устройство, обеспечивающее секретность связи. Без ее «прыгающих частот» не летали бы военные спутники и не работали бы сотовые телефоны стандарта GSM.

 

Судьба этой женщины настолько удивительна, что даже Голливуд не взялся бы ее экранизировать. Всю ее жизнь окружают легенды, скандалы и невероятные события. Даже год рождения нашей героини точно неизвестен (1913 или 1915 по разным источникам).

 

Звали ее тогда Хедвиг Ева Мария Кислер. В Вене она ходила в театральную школу и рано начала сниматься в кино. Чехословацкая кинолента «Экстаз», один из немногих тогда художественных фильмов с эротическими сценами, принесла ей известность. Конечно, скандальную. Десятиминутная сцена обнаженного купания в лесном озере, возможно, вполне невинна по современным меркам, но в 1933 году она вызвала бурю эмоций. Картина была запрещена к показу в ряде стран и была выпущена в прокат через несколько лет с купюрами цензуры.

 

После съемок «Экстаза» Ева Мария Кислер вышла замуж за австрийского миллионера Фрица Мандла. Одно из крупнейших состояний в Европе Мандл нажил, продавая в нарушение Версальского договора новейшие системы вооружений Германии и Венгрии. Новоиспеченный муж оказался невероятно ревнивым. Он попытался скупить все копии скандального кинофильма, но... только подогрел к нему общественный интерес.

 

Жизнь Евы в Зальцбургском замке в окружении многочисленных слуг, среди шикарных драгоценностей и модных нарядов со стороны могла показаться безоблачной. На самом деле она просто стала очередным выгодным приобретением Мандла наряду с породистыми лошадьми и дорогими автомобилями. Супруг хвастался красавицей женой не только перед сливками австрийского общества, но и перед своими деловыми партнерами. Хеди присутствовала на производственных совещаниях, внимательно слушала и вникала в сложнейшие технические вопросы.

 

Лаборатории Мандла работали над созданием управляемых торпед. Но австрийские специалисты не смогли преодолеть технологические недостатки классической радиопередачи. А природного ума молодой женщины, не имевшей специального образования, как выяснилось позже, хватило на то, чтобы понять суть проблемы, пронести информацию через годы и, в конце концов, предложить простое до гениальности решение.

 

После четырех лет неудачного замужества, подсыпав снотворного горничной, фрау Мандл совершила побег из замка. Дело обошлось без веревочной лестницы – переодевшись в униформу упомянутой горничной, Ева просто вышла через служебный ход.

 

Вращаясь в окружении мужа, она, вероятно, лучше других представляла масштабы фашистской угрозы, не рискнула остаться в Европе и на пароходе «Нормандия»  отправилась из Лондона в Нью-Йорк. Актрисе не пришлось обивать пороги Голливуда, так как ее дебют был настолько громким, что забыть его кинематографистам было бы трудно. Чтобы своим именем не вызывать ассоциаций с эротическими сценами у пуританской публики США, Ева взяла псевдоним, и Хедвиг Кислер превратилась в Хеди Ламарр, которая сразу же подписала выгоднейший контракт с основателем студии MGM Луисом Мейером. За свою кинокарьеру в Голливуде актриса с успехом сыграла во многих популярных фильмах и в общей сложности заработала на киносъемках 30 миллионов долларов.

 

Когда началась Вторая мировая война, ненавидящая фашизм актриса, переполненная техническими идеями, обратилась в созданный в рамках мер по укреплению обороноспособности США Национальный совет изобретателей и предложила свои услуги. Реакцию Совета угадать нетрудно: ей с улыбкой порекомендовали использовать обаяние для продажи облигаций оборонного займа. Она действительно собрала 7 млн. – каждый купивший облигаций на 25 тыс. получал поцелуй красавицы, и таких было немало!

 

Летом 1940 года Хеди Ламарр встретилась на вечеринке с Джорджем Антейлем, американским композитором-авангардистом. Наиболее известное его произведение – «Механический балет» для симфонического оркестра, двенадцати механических пианино и авиационного пропеллера (в кульминационный момент слушателей буквально сдувало с первых рядов). В Голливуде он писал музыку к кинофильмам и подрабатывал обозревателем в бульварном журнале «Эсквайр». Кстати, в 1936 году Антейль написал книгу, с поразительной точностью предсказав Вторую мировую войну.

 

Композитор был первым человеком, внимательно выслушавшим Ламарр. Технология помехоустойчивой радиопередачи кажется очевидной: надо просто все время менять частоту случайным образом в широком диапазоне, каким-то образом синхронизировав передатчик и приемник!  И идея перескока частоты получила техническое решение. При полном отсутствии микроэлектроники единственным доступным программируемым устройством было механическое пианино. Валик со штырями и приводом от хронометра легли в основу системы, которая могла использовать набор из 88 радиочастот – число клавиш фортепиано. Устройство было достаточно компактным, чтобы поместиться в корпусе морской торпеды.

 

В декабре 1940 года заявка на изобретение была направлена лично председателю Национального совета изобретателей Чарльзу Кеттерингу (глава исследовательского отдела Дженерал Моторс, изобрел современную систему зажигания, безопасное стекло и еще многое). К чести этого специалиста, заявка была отобрана среди сотен тысяч других, доработана под его руководством, и в августе 1942 года патент США на «Систему секретных сообщений» был получен. Соавторы подарили его правительству, отказавшись от всех выплат. Но руководство Военно-морских сил США скептически восприняло патент. Он был засекречен и на долгие годы положен под сукно.

 

Личная жизнь у Хеди Ламарр тоже не складывалась. Получив у первого мужа развод, в 1939 году она вышла замуж за сценариста Джина Марки.

 

Ламарр и Марки усыновили мальчика, которого назвали Джеймс Ламарр Марки. Через два года брак распался: в суде Хеди заявила, что за все это время провела дома с мужем, плейбоем и бабником, от силы четыре вечера.

 

В 1943 году Хеди вышла замуж за актера Джона Лодера. Лодер усыновил Джеймса, и Ламарр родила двоих детей – дочку Дениз в 1945 году, и в 1947-м – сына Энтони. Но прибавление в семействе не скрепило надолго этот брак, и после рождения сына актеры развелись.

 

Она выходила замуж шесть раз. Но все браки были неудачными.  Хеди потеряла свое состояние и вынуждена была поселиться в доме престарелых во Флориде.

 

В 1966 году  – новый скандал – Хеди Ламарр арестовывают за кражу косметики на сумму 86 долларов из магазина May Co в Лос-Анджелесе. Ее оправдали, но в 1991 году, в возрасте 78 лет, она совершила новую кражу в одной из аптек Флориды (дело прекращено).

 

Джордж Антейл скончался в 1959 году, так и не узнав о судьбе изобретения. Ламарр повезло, может быть, единственный раз. В середине восьмидесятых Пентагон рассекретил ряд патентов, и достоинства широкополосной связи стали доступны для гражданского применения. В 1957 году инженеры фирмы «Сильвания» стали экспериментировать с идеей «Системы секретных сообщений» и использовать полупроводниковые компоненты вместо механических. Появился термин «широкополосный сигнал». Идея оказалась настолько плодотворной, что уже в 1962 году американские войска использовали ШПС-радиоаппаратуру во время кубинского кризиса. Наиболее масштабное воплощение технология получила в многомиллиардном проекте военной спутниковой связи «Милстар» – части программы «звездных войн».

 

 Энтузиасты беспроводных компьютерных сетей, случайно раскопав эту невероятную историю, пытались представить Хеди Ламарр к Медали Чести Конгресса и к награде IEEE, но их усилия не увенчались успехом. Только в 1997 году «награда нашла своего героя», но пожилая женщина отказалась присутствовать на церемонии. Награду фонда Electronic Frontier получил ее сын Энтони Лоудери, который, по иронии судьбы, владеет магазином радиотелефонов в Лос-Анджелесе, где половина продаваемых аппаратов использует технологию его матери.

 

И все-таки какая-то загадочная связь между этой женщиной и миром компьютерных технологий есть. Именно ее образ вдохновил компьютерного художника Джона Коркери потратить 120 часов кропотливой работы на создание непревзойденного шедевра векторной графики. Ничего не знавший о судьбе Хеди Ламарр художник получает в 1996 году главный приз компьютерной корпорации Corel – четверть миллиона долларов.

 

Актрисе ничего не достается. Когда ее портрет появляется на коробке с программным пакетом CorelDraw8, 83-летняя Хеди Ламарр подала судебный иск против корпорации. Она оценила нанесенный ей ущерб в 15 млн. долларов. Адвокаты же Corel доказывали, что изображение актрисы представляет собой «цифровое подобие», а не фотографию. В результате стороны пришли к соглашению, по которому Corel получила пятилетнюю лицензию на право использования внешности актрисы на коробках со своим продуктом, а сама Ламарр – «кругленькую» сумму.

 

Последний год жизни Хеди Ламарр также ознаменовался скандалом: она подала иск на 12 млн. долларов против винной компании «Галло», которая использовала в телерекламе своего продукта экранный образ актрисы. Судья посчитал, что эти рекламные ролики не вторглись в ее частную жизнь...

 

19 января 2000 года в возрасте 86 лет Хеди Ламарр скончалась. Прах актрисы был согласно завещанию развеян на ее родине, в Австрии.

 

Но скандалы, связанные с ее именем, продолжались. Стало известно, что у Ламарр, вероятно, был короткий, но бурный роман с Гитлером. Кинокритик Дэвра Хилл, получившая права на публикацию мемуаров Хеди, утверждает, что будущая голливудская звезда была «в очень близких отношениях» с будущим фюрером.

 

Не исключено, что новая биография актрисы – фальшивка. К примеру, в 1966 году была опубликована поддельная биография «Экстаз и я», в которой Ламарр якобы признавалась, что страдает нимфоманией. Книга нанесла колоссальный ущерб репутации актрисы. Впоследствии она жаловалась: «Эта книга разрушила мою карьеру и мою жизнь».

 

Оксана Валентинова.

Журнал «Подорожник», №59, 2010 год.