ЕСТЬ ЧТО СКАЗАТЬ?

Поделись мнением о сайте

Тайны «русской Джоконды», или Последняя любовь императора.

 

Репродукции этого портрета из Третьяковской галереи, в свое время вырезанные из советского журнала «Огонек», украшали стены квартир; фотофрагменты смотрели с коробок конфет. Она иллюстрировала блоковские стихи.

 

По популярности «Неизвестная» знаменитого художника Ивана Крамского едва ли не самый манящий эталон неземной красоты и чистоты – русская Джоконда. Но кто же изображен на портрете? По мнению некоторых искусствоведов это княгиня Юрьевская-Долгорукова, многолетняя возлюбленная и вторая жена российского императора Александра II. Почему же художник не подписал портрет?

 

Екатерина Михайловна Долгорукова – наследница древнего рода Рюриковичей. Ее отец – праправнук Алексея Долгорукова, сосватавшего одну из своих дочерей, княжну Екатерину, Петру II. Мать – Вера Вишневская, праправнучка того самого полковника, который привез из Малороссии в Петербург простого украинского казака Алешу Разума. Екатерина II впоследствии писала, что Алексей был одним из красивейших мужчин, каких она встречала в жизни. Хлопец был еще и действительно разумным – в историю он вошел как фаворит императрицы Елизаветы Петровны, получивший графский титул и звание генерал-фельдмаршала. В 1742 году в подмосковном селе Перово, как принято считать, он тайно обвенчался с императрицей, но документальных свидетельств этого нет.

 

Знатность же семьи Екатерины Долгоруковой метериально никак не была подкреплена. А когда ее отец умер, мать с четырьмя сыновьями и двумя дочерьми оказалась вообще без средств. Александр II взял детей на попечение: посодействовал вступлению братьев Долгоруковых в петербургские военные заведения, а сестер – в Смольный институт.

 

Десять лучших выпускниц, награждаемых шифрами, ездили с начальницей и классными дамами на специальную церемонию в Зимний дворец, где их представляли императору. Александр II вспомнил Екатерину (он ее впервые увидел в имении Долгоруковых Тепловке близ Полтавы во время военных учений). Они начали тайно встречаться в Летнем саду близ Зимнего дворца. «Связной» была придворная сводня Варвара Шебеко, близкая приятельница Александрины Долгоруковой, также, по некоторым сведениям, бывшей любовницей Александра II. В Бельведерском замке близ Петергофа любовники впервые провели ночь...

 

Содержанки в царской семье – не редкость. Многие великие князья из династии Романовых, нисколько не считаясь с законными женами, на протяжении многих лет практически открыто имели вторую семью. У Великого князя Николая Николаевича (брата Александра) роль второй жены исполняла известная балерина Екатерина Числова. Родила князю четверых детей. Князь Константин Николаевич жил с балериной Анной Кузнецовой, родившей ему пятерых детей. Носить фамилию Романовых дети не имели права. Однако все они получили дворянское достоинство: первая семья носила титул и фамилию Николаевы; вторая – Князевы. И все. Но связь Александра II с княжной Долгоруковой была, как говорят, совсем «из другой оперы». И во многом сам император настроил двор и царскую семью против своей возлюбленной.

 

На первых порах Александр скрывал свою страсть. Однако шила в мешке не утаишь. Тем более, что молодая фаворитка была самого знатного происхождения и к тому же русская, чем он очень гордился. Влюбленные никогда не разлучались (разве что на период русско-турецкой войны).

 

Государыня Мария Александровна узнала о свершившемся от самого императора. Скрывать от нее тайну он тем более не мог, потому что княжна Долгорукова родила ему сына Георгия, а еще через год – дочь Ольгу.

 

Больная чахоткой императрица не вставала с постели, когда царь поселил молодую фаворитку с детьми над ее покоями. Марии Александровне часто приходилось слышать возгласы и шаги детей, что, конечно, здоровья не прибавляло... Но она жила вопреки диагнозу. Ведь род Романовых по знатности и древности даже уступал Долгоруковым. Брак с княжной морганатическим, то есть неравноправным, при котором дети не могут наследовать престол, можно было считать с большой натяжкой. И сын Долгоруковой Георгий мог стать соперником ее сына Александра.

 

После смерти и вскрытия тела императрицы врачи были потрясены: как при таком поражении дыхательных органов можно было жить?

 

Буквально через месяц, не выдержав окончания официального траура, Александр II объявил графу Адлербергу о своем решении венчаться. Напрасно рисовал негодующий граф последствия рокового поступка. Напрасно пугал падением престижа, грозил возмущением и даже презрением общества. Свою жизнь, жизнь государства император готов был положить к ногам княжны Долгоруковой.

 

Через два дня в походной церкви, размещенной в одном из залов Большого Царскосельского дворца, был совершен обряд венчания, в тот же день Александр II подписал в сенате акт, извещающий о вступлении его в брак с княжной Долгоруковой с предоставлением ей титула светлейшей княгини Юрьевской (по имени князя Юрия Долгорукого). То же имя и титул получили дети: сын Георгий восьми лет и дочери – Ольга семи лет и Екатерина двух лет – со всеми правами законных детей. Через год ожидалась коронация новой императрицы Екатерины III...

 

Императору было уже за шестьдесят. А его любимая Катенька и после рождения детей находилась в полном блеске своей красоты. Она так долго ждала воцарения, ее так долго не признавала семья Александра... Скорее всего, тогда император и решил заказать ее портрет одному из самых популярных художников того времени – Ивану Крамскому (он уже писал портреты его детей от первого брака). Екатерина пожелала быть изображенной в коляске, едущей по Невскому проспекту на фоне Аничкового дворца, где проживал официальный наследник престола Александр Александрович с семьей.

 

Катастрофа произошла у набережной Екатерининского канала 1 марта 1881 года. Взрыв брошенной народовольцем-террористом Николаем Рысаковым бомбы убил случайно проходившего мимо мальчика-разносчика, и разрушил карету императора. Когда Александр II подошел к Рысакову, второй участник покушения, Игнатий Гриневицкий, бросил свою бомбу между обоими так, чтобы убить и себя и царя...

 

Официальный наследник Александр III вступил на престол. Долгорукова-Юрьевская с детьми вынуждена была выехать во Францию, поселилась в Ницце. Наезжала и в Россию. Поначалу молодая императорская чета еще принимала ее. Но вскоре княгиню встречали лишь холодной вежливостью. Когда в один из своих приездов она заявила, что, как только ее дочери подрастут и станут выезжать в свет, она вернется в Петербург и станет давать балы, Александр III ледяным тоном произнес:

– На вашем месте вместо того чтобы давать балы, я бы заперся в монастыре.

 

С тех пор княгиня Юрьевская в России не появлялась. Она пережила своего мужа на тридцать с небольшим лет и умерла в 1922 году. Ее сын князь Георгий служил во флоте, затем был переведен в лейб-гвардии Гусарский полк, дослужился до штабс-ротмистра. Женился на дочери принца Константина Петровича Ольденбургского  – графине Александре Зарнекау. Погребен на русском кладбище в Висбадене.

 

Последний из рода князей Юрьевских – правнук Екатерины Михайловны Георгий Александрович сейчас живет в Швейцарии.

 

А что же портрет? После смерти заказчика про него никто и не вспомнил. Изображение наконец было завершено, приобретя те идеальные формы, которыми все и восторгаются. Но прошло два года, прежде чем художник решился выставить портрет для обозрения. При этом назвал его «Неизвестная». В те времена анонимных портретов не было, и этот факт говорит в пользу гипотезы, что на холсте – действительно Екатерина Долгорукова.

 

Об этом же свидетельствует и то, что собиратель галереи Третьяков, купивший картину для коллекции, еще долго держал ее в запасниках. Действительно, зачем рисковать, вдруг кто-нибудь узнает?

 

Разгадать загадку картины пытались многие. Мнения разделились. Долгорукова позировала Крамскому урывками, и художник вынужден был приглашать других натурщиц. Это и вводило исследователей в замешательство: портрет написан с использованием эскизов и набросков с разных женщин. Но известный искусствовед Ирина Чижова убеждена – это портрет именно Долгоруковой-Юрьевской. Мало того, что «Неизвестная» очень похожа на сохранившиеся фотографии княгини. Ирина Чижова нашла подтверждение своей гипотезы еще в одном факте: «…в одном журнале мне встретилась репродукция с картины Литовченко с изображением Александра II на маневрах. Рядом с ним сидит его супруга, и на ней такой же костюм и шляпка, как на портрете у Крамского».

 

Кто-то скажет: «Не все ли равно, кто изображен на портрете? Ее красота уже стала символом». Но все же, наверное, имя многое объясняет в изображении. «Биография» делает красоту понятной, земной – и от этого очень трогательной.

 

Оксана Валентинова.

Журнал «Подорожник», №53, 2009 год.