ЕСТЬ ЧТО СКАЗАТЬ?

Поделись мнением о сайте

Новая школа: как влиться в коллектив

 

Источник: PSYCHOLOGIES

http://www.psychologies.ru/standpoint/novaya-shkola-kak-vlitsya-v-kollektiv/

Автор: Фото: PSYCHOLOGIES

 

Вы переехали или просто решили перевести сына или дочь в престижную школу. Теперь им нужно заново выстраивать отношения с одноклассниками. Как стать своим в новом коллективе? И что делать, если ребенок оказался изгоем?

 

Вот что советует Марина Архипова, член Ассоциации организаций по развитию гуманистической психологии в образовании.

 

Непохожесть на остальных – частая причина неприятия человека в коллективе. «Белая ворона», которая не может или не хочет быть как все, нередко вызывает отторжение у окружающих.

 

Повод может быть любым. Другая национальность, физический недостаток из-за болезни, дефект речи или неблагозвучная фамилия, необычная внешность – даже если это всего лишь странная прическа. Оценки выше или ниже, чем у других в классе. У вашей семьи больше или меньше денег, чем у остальных.

 

Все, что разительно отличает ребенка от большинства, увлекает его в группу риска: он не такой, как все. Чрезмерная опека со стороны старших членов семьи тоже может стать поводом для насмешек одноклассников – не забывайте об этом.

 

Не у всех роль «отшельника» вызывает психологический дискомфорт. Но если ребенок остро нуждается в друзьях и признании сверстников, а наладить отношения с одноклассниками не удается? Что в этом случае могут предпринять родители?

Как понять, что ребенок стал изгоем?

Если у ребенка не получается найти общий язык с новыми одноклассниками, первые «звоночки» не заставят себя долго ждать. И внимательный родитель быстро поймет, что в жизни сына или дочери происходит что-то неладное. На что стоит обратить внимание?

 

— Ребенок радуется любой возможности не идти в школу – например, из-за болезни.

— Постоянно придумывает причины не ходить в школу, хотя вовремя выполнил домашнее задание. Если это не срабатывает, идет на занятия без желания.

— Ничего не рассказывает об одноклассниках, не приглашает их в гости. Никогда не участвует в мероприятиях класса.

— Из школы всегда возвращается в плохом настроении.

— Вы регулярно замечаете мелкие травмы у ребенка, повреждения на его одежде или школьных принадлежностях.

Главный принцип – не навреди!

Естественное желание любящего родителя – защитить ребенка от несправедливости и воздать по заслугам всем виновным. И не только обидчикам, но также учителям, которые «непонятно, куда смотрели, как такое допустили, почему не предотвратили». Но постарайтесь не махать шашкой сгоряча.

 

Подумайте, чем обернутся такие «разборки» для ребенка? Скорее всего, к нему прилипнет клеймо «стукача», отделаться от которого будет крайне трудно. И жизнь в коллективе станет еще сложнее. Как реагировать правильно, чтобы разрешить проблему, а не загонять ее в тупик?

 

Первое, что необходимо сделать, – обратиться к классному руководителю. Объясните ему вашу позицию. Он – связующее звено и может урегулировать конфликт, помочь сторонам договориться о приемлемом разрешении ситуации.

 

Если этого не случилось, следующая инстанция – директор школы. В присутствии классного руководителя он выяснит, почему не удалось решить проблему и что еще можно предпринять. В руках директора сосредоточено максимум ресурсов для разрешения любой сложной ситуации в школе.

 

Когда ребенок подвергся нападкам, некоторые родители тут же пишут заявление в полицию. Как правило, такие жалобы не дают желаемых результатов. Представители власти могут подавить конфликт, но не решить его – он просто уйдет глубже. Появится видимость решенного конфликта, но в действительности ситуация лишь усложнится.

 

В это время ребенку особенно нужна поддержка взрослых. Старайтесь повысить его самооценку. Не скупитесь на похвалу даже за небольшие достижения. Покажите, что верите в него. Подумайте, в чем он может успешно самореализоваться – спорт, творчество, учеба? Предоставьте ему такую возможность. Восхищение окружающих вернет ему веру в себя.

 

Если чувствуете, что ваших усилий недостаточно, обратитесь за помощью к детскому психологу.

Правила общения

Любую проблему легче предотвратить, чем впоследствии разрешить. Как наладить отношения в новом классе и избежать неприятия коллектива? Помогут несколько простых правил.

 

— На личном примере прививайте сыну или дочери важные качества: общительность, дружелюбие и отзывчивость.

— Поощряйте общение с одноклассниками вне школы. Пусть ребенок задерживается с ними после уроков, участвует в совместных мероприятиях. Узнайте заранее, чем интересуются дети из класса, и придумайте повод пригласить их к вам домой.

— Вместе с ребенком участвуйте в школьных мероприятиях, подготовке к праздникам, поздравлении учителей. Вы лично познакомитесь с детьми из класса и сможете обсуждать с ребенком школьные события.

— Проследите, чтобы он и сам проявлял активность в налаживании отношений, не оставался в стороне. Пусть сам подойдет к одноклассникам, попросит принять его в игру.

— Дети не любят «зазнаек». Возможно, не стоит приходить в школу в очень дорогой одежде, которая не по карману семьям остальных детей.

— Если уровень знаний ребенка заметно выше, пусть он поможет одноклассникам справиться со сложным заданием.

 

Развиваться и совершенствоваться нужно всю жизнь. Интересуйтесь людьми и событиями вокруг вас. Живите ярко и насыщенно. Будьте интересны самому себе. Активный, всесторонне развитый и позитивный человек легко приживается в новом коллективе. Будьте примером для ваших детей.

Об авторе

Марина Архипова – специалист Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы, член Ассоциации организаций по развитию гуманистической психологии в образовании.

PSYCHOLOGIES