ЕСТЬ ЧТО СКАЗАТЬ?

Поделись мнением о сайте

В школу когда-нибудь пойдет каждый ребенок

 

Источник: Елена Держанская, http://positivepeople.md/ (Молдова)

http://positivepeople.md/httpwp-mep4fsdp-4sr/

Автор: Фото: positivepeople.md

 

В школу когда-нибудь пойдет каждый ребенок, а значит каждый родитель когда-нибудь столкнется с новым этапом жизни. Мы собрали восемь наиболее часто встречающихся ситуаций, от которых неподготовленный родитель может впасть в ступор.

 

Психолог Анастасия Коврова просто и со смыслом объяснила, как из этого ступора выходить.

 

У ребенка упала успеваемость, он начал приносить двойки, либо оценки стали ниже. Надо ли на это обращать внимание?

Для начала надо понять, что если это происходит в самом начале школы – в первом классе, например, то это однозначно признак адаптации к школьному режиму/системе. Ребенку надо привыкнуть, адаптироваться, ведь когда он начинает ходить в школу, он должен осознать, что его жизнь изменилась и это продлится минимум 9 или же все 12 лет. Такие скачки успеваемости – это и есть признак этой самой адаптации. Ребенка в этот момент конечно надо поддержать, но не в коем случае не ругать. Если же успеваемость упала позже, когда ребенок уже адаптировался к школе,- за этим может стоять ряд причин. Например, если мама раньше все время сама делала уроки за ребенка или он делал уроки под ее строгим руководством, а потом она вдруг перестала это делать – конечно оценки упадут. Иногда дети подобным образом реагируют на недостаток любви и внимания, например, когда мама стала реже бывать дома, меньше времени уделять семье. Еще сюда относятся семейные конфликты, развод родителей, перевод в другую школу, не сложившиеся отношения с учителем, напряженная атмосфера в классе, много пропущенного по болезни учебного материала. В первую очередь, попытайтесь понять, в чем дело и воздействуйте на причину.

 

Выработайте у себя, а затем и у ребенка верное отношение к оценкам. Оценка – это, прежде всего, показатель того, насколько усвоен материал. Это не отражение его личности, не точный прогноз его плохого будущего и уж точно не что-то ужасное. Научите ребенка справляться с неудачей: ты получил низкую отметку, давай найдем способ это исправить (выучить тему, пересдать домашнее задание или контрольную, подготовить реферат). К тому же, оценки субъективны и порой отражают еще и то, какие отношения сложились с учителем. И в этом случае уже стоит действовать в зависимости от ситуации: принять некоторое снижение отметок или выстраивать отношения с учителем иначе.

 

Еще один важный момент: не стоит резко вмешиваться, если ребенок делает уроки и что-то выходит неправильно. Хотите поправить? Отметьте вначале то, что у него хорошо получается, а затем уже предложите: «Смотри, а вот тут давай вот так сделаем?» Не надо ожидать от ребенка, что у него обязательно будет выдающийся подчерк, математические способности и потрясающая память. Процесс обучения идет хорошо, когда он эмоционально позитивно окрашен. Когда мы включаем давление, когда мы подгоняем его наказаниями, обзываниями, когда мы сравниваем его с другими детьми – это все вызывает стресс и ребенок в таком состоянии просто не может воспринимать информацию и продуктивно учиться.

 

Каждое утро ребенок начинает сетовать на то, что не хочет идти в школу. Вот не хочет и все. Как быть?

Надо понять, почему именно он не хочет идти, как давно это началось? Попытайтесь поговорить, расспросить, выяснить истинную причину (как правило, напряженные отношения или конфликт с учителем, одноклассниками, что-то не получается в учебе). Если между вами налажен контакт, поверьте – он все вам расскажет, может и не сразу, но расскажет. Важно понимать, что «просто так» — не бывает. У нашего поведения всегда есть причина. Дети не устраивают истерики, не трепят родительские нервы просто так. Если же ребенок не рассказывает, что случилось, тогда поговорите с учителями, наверняка они заметили какие-то изменения.

 

Иногда бывает и так, что у ребенка до школы был достаточно свободный режим дня и теперь, когда он стал учеником, он либо не высыпается, либо просто не собран, поэтому и в школу идти не хочется. Лучше всего чтобы у детей всегда был четкий режим. Им так комфортнее, понятнее. Это границы, которые делают их мир безопасным, предсказуемым, радостным. Если же режима дня нет, и ребенок никогда не знает, чем он будет заниматься завтра или через час, — то развивается тревожность. И ему трудно привыкать к школе, он может просто потом не захотеть туда идти, ведь там надо отсиживать уроки. Как минимум за год до поступления, в семье надо вводить режим дня, максимально приближенный к школьному. И еще очень важно, чтобы у ребенка были какие-то обязанности, например, полить цветы, покормить кошку, убрать игрушки, заправить постель. Тогда он сможет легче принять выполнение уроков как свою обязанность. В этом очень помогает детский сад и всякого рода «развивашки», но только в том случае, если они хорошие, безопасные и ребенок посещает их с радостью и желанием.

 

У ребенка в школе появилась первая любовь, или увлечение. Надо ли вмешиваться?

Ребенка надо поддержать, а если уж хочется похихикать– делайте это так, чтобы он этого не видел и не слышал. Надо относиться серьезно к любым чувствам ребенка. Это нормальный процесс его психосексуального развития. Если речь о «любви» в начальных классах, предложите ему или ей сделать подарок, помогите упаковать, расскажите о том, почему проявление внимания – это важно. Если речь о подростках — здесь все более серьезно, у них постоянно возникают новые влюбленности и это нормально. Очень важно в этом возрасте не игнорировать вопрос полового созревания и безопасности. Ближе к подростковому возрасту необходимо рассказывать о методах контрацепции, говорить о потенциальных рисках и последствиях, объяснять про психологию отношений и психологию сексуальных отношений в частности, чего стоит позволять, чего нет, как говорить «нет». Идеально, если в семье гармоничные отношения между родителями и ребенок видит пример того, как взаимодействуют мужчина и женщина. Но в случае неполных семей можно объяснить и на других примерах, почему семья – это важно и от чего семьи бывают разными.

 

На родительском собрании о вашем ребенке стали говорить плохо, его обвиняют в таких вещах, от которых волосы дыбом и вы об этом слышите впервые. Надо ли паниковать?

Нужно более подробно разузнать у учителя, как и когда ребенок плохо себя ведет, в чем это проявлялось, в каких ситуациях. Потому что «плохо себя ведет» у разных учителей означает разное. Важно не проваливаться в стыд и не выдавать ребенку дома: «Ай-ай-ай, я краснел за тебя». Услышьте учителя, обещайте разобраться, придите домой и попросите ребенка рассказать его версию. Дайте ему понять, что вам важно разобраться с этим и предложите помощь. Будьте на стороне ребенка, верьте ему. Родитель должен быть оплотом защиты, поддержки и внимания. Это не говорит о том, что вы должны закрывать глаза на все. Нужно дать понять, что вам можно доверять.

 

Важный момент: когда ребенок впервые идет в школу, родители впервые серьезно сталкиваются с давлением социума. Это вроде как оценка нашего семейного воспитания, проверка его на предмет соответствия общественным стандартам. У семьи есть своя граница, и общество в лице школы оказывает на нее давление. Какое-то давление мы принимаем (например, саму систему и ее требования), но мы должны противостоять тому давлению, которое является насильственным. Когда учителя обзывают наших детей или публично стыдят их – мы должны противостоять этому всеми силами и отстаивать свою позицию. Хоть это и бывает очень непросто.

 

В школе ребенка ударили, или пнули, или дернули за уши. Он пришел и рассказал. Куда бежать?

Никто не имеет права нарушать физические и психологические границы ребенка. Это табу. Учителя не имеют права наказывать ученика физически. Надо объяснять ребенку, что это неприемлемо, и он должен рассказывать о таких случаях родителям. Нужно научить ребенка давать отпор, если на него нападает сверстник. И конечно надо поднимать шум, говорить с учителем, говорить с родителями, если ребенка бьет или травит другой ребенок, говорить с директором, отстаивать свои права. Иначе ребенок останется толерантными к насилию. А это неправильно. В идеальном варианте в школе должна действовать программа профилактики случаев насилия, но у нас это пока редко работает.

 

Например, ребенок носит очки, или он чуть более полный, чем остальные дети. Но его постоянно высмеивают, дразнят. Надо ли ругаться?

Мы должны научить ребенка защищать себя и свои права, уметь ответить и даже постоять за себя, когда это необходимо. Объясняйте, что внешность – это не главное, ее всегда можно видоизменить, а по ходу взросления внешность еще несколько раз поменяется. К тому же, вы можете помочь ребенку выглядеть лучше, подбирая ему вещи со вкусом или красивые очки. Наибольший акцент делайте на внутренних вещах – это качества, черты характера, знания, навыки. Именно они ценятся по-настоящему. Еще надо помогать ребенку становиться более популярным. Например, развивайте речь ребенка, учите его высказывать свое мнение, потому что когда ребенок хорошо говорит, он будет нравиться другим деткам. Поддерживайте дружбу с одноклассниками. Можно предложить пригласить друзей домой, или позвать их на пикник в парк. Также важно, чтобы у ребенка было какое-то увлечение, которое может повышать его репутацию в глазах других детей и это будет его плюсом и опорой для самооценки.

 

Ребенок ни с того ни с сего начал врать. Это заметно, но непонятно почему так происходит. Когда начать разбираться?

Конечно, первым делом надо сесть и поговорить, сказать честно, что вам больно и неприятно от того, что ребенок вам не доверяет, что вы не пытаетесь его сейчас контролировать, но вам важна его безопасность, поэтому вам важно понимать, где он и что с ним. Любой запрет должен быть объясняемым и понятным для ребенка. Очень важно не ругать и не ругаться, что бы вы не услышали в ответ. Если вы сразу поругаетесь – это точно будет ваш последний доверительный разговор. Ну и конечно важно рассказывать про риски использования тех же наркотиков, нахождения в каких-то компаниях, занятия какой-либо преступной деятельностью. Ребенок должен быть готовым к этому и знать об этих рисках.

 

Если вы понимаете, что ситуация очень тревожная, и вы подозреваете что ребенок оказался в нехорошей, опасной ситуации и не может по какой-то причине вам о ней рассказать – можно иногда просто пойти следом за ним и посмотреть, что происходит. Но это не про доверие, имейте ввиду. Это оправдано только в случае, если у вас есть основания подозревать опасность покушения на его жизнь, здоровье или психологическую безопасность.

 

Так случилось, что вы нашли в кармане ребенка сигареты или стали замечать запах табака от него. Нужно ли ругать его за это?

Во-первых, если вы нашли, зачем рылись? Если же почувствовали от него или нее запах алкоголя, например, точно стоит подождать следующего дня, чтобы спокойно и трезво все обсудить. Если почувствовали запах сигарет – попробуйте в неагрессивной манере поговорить с ним, узнать, действительно ли он курил и зачем он это делает. Опять же, не ругайте, не стыдите и не устраивайте скандалов, таким образом вы ничего не добьетесь. Лучший вариант – успеть поговорить про курение и алкоголь до подросткового возраста. Рассказывайте ребенку, что это — не атрибут взрослости, это говорит о том, что ребенок поддается давлению, плюс портит свое здоровье. Покажите ему, что «крутизны» можно добиваться другим способом, например, стать не таким как все, иметь свое мнение и смелость поступать по-своему. Ну и конечно посмотрите на себя. Если вы сами курите каждый день при ребенке – он не поймет вашего требования не делать того же. И помните, что если в детстве вы не объяснили того, зачем люди курят и почему это нехорошо — начинать делать это в подростковом возрасте, когда ребенок может быть курит с полгода, — довольно несвоевременно, хотя все равно нужно. Попробуйте восстановить с ним доверительный контакт, любите его, будьте с ним честны и по-настоящему интересуйтесь его жизнью.

positivepeople.md